[греч. ̓Αρίστων ὁ Πελλαῖος] (II в.), апологет, предполагаемый автор «Диспута между Ясоном и Паписком о Христе», первого известного произведения, посвященного полемике христианства с иудаизмом (это сочинение сохранилось лишь во фрагментах, так же как и исторический труд А. из П. о восстании Бар Кохбы, упоминаемый Евсевием Кесарийским - Hist. eccl. IV 6). Упоминание о «Диспуте» впервые встречается в несохранившемся антихрист. трактате Цельса «Истинное слово» (ок. 178), где труд А. из П. характеризуется «заслуживающим даже не смеха, а скорее - сожаления и презрения» (Origen. Contra Cels. IV 52). Ориген, приводящий это суждение Цельса, кратко характеризует «Диспут» как «спор, к-рый христианин [Ясон] ведет с иудеем [Паписком] на основании иудейских писаний с целью показать, что пророчества о Христе относятся к Иисусу». Блж. Иероним дважды упоминает «Диспут»: в «Комментарии на послание к Галатам» он цитирует Втор 21. 23 в переводе Акилы, ссылаясь на «Диспут», в к-ром приводится указанная цитата (Comment. in Gal. ad 3. 14 // PL. 26. Col. 361); в «Вопросах к еврейскому тексту кн. Бытия» Иероним цитирует содержащееся в «Диспуте» толкование на Быт 1. 1 (Quaest. hebr. in Gen. ad 1. 1 // PL. 23. Col. 937). Ранние источники упоминают «Диспут между Ясоном и Паписком» без указания авторства. Имя А. из П. как предполагаемого автора этого произведения впервые называется в приписываемых прп. Максиму Исповеднику (VII в.) «Схолиях на Дионисия Ареопагита», к-рый также сообщает, что в книге А. из П. содержится толкование «семи небес» и что Климент Александрийский в 6-й кн. «Ипотипосов» приписывает это сочинение Луке (PG. 4. Col. 421).